Animal Planet BBC Discovery Майкл Мур Андрей Скляров National Geographic Planet Green Живая история Тайные знаки Затерянные миры
documental.su
 
 
   
   
 
Документальные фильмы » Наши Статьи » РОССИЮ СНОВА ОБЪЯВИЛИ ОТСТАЛОЙ СТРАНОЙ. ЗА ЧТО? Часть I и II
 
  Заказать рекламу
 
 

 

РОССИЮ СНОВА ОБЪЯВИЛИ ОТСТАЛОЙ СТРАНОЙ. ЗА ЧТО? Часть I и II

 
 
25-08-2010, 23:20

Наши Статьи

 
 
РОССИЮ СНОВА ОБЪЯВИЛИ  ОТСТАЛОЙ СТРАНОЙ. ЗА ЧТО? Часть I и II


Истоки Гулага и Освенцима: кто глубже?

Недавно Россия впервые отметила годовщину своего Крещения как государственный праздник. Однако не всех радует это событие. Например, известный журналист Владимир Познер назвал принятие Православия величайшей трагедией России (смотри vladimirpozner.ru). Логика экс-президента академии российского телевидения проста: если классифицировать европейские страны по уровню и качеству жизни, по развитию демократии, то впереди, по его мнению, окажутся все протестантские государства, затем католические, и лишь на самой низшей ступени – православные. В этом он усматривает закономерность и считает роковой ошибкой выбор князя Владимира.

Отклики в интернете красноречиво свидетельствуют: у Познера немало сторонников. Наиболее последовательно мысль о роковой роли днепровского Крещения развил популярный блогер Алексей Широпаев в своей «юбилейной» статье, как раз накануне 28 июля. На сайтах shiropaevlivejournal.com, detiarbatalivejournal.com он утверждает, что в дни татарского нашествия Православие явилось главным препятствием для получения военной помощи с Запада – стало быть, оказалось главной причиной векового ига. Также Широпаев заявил, что Православие легло в основу родовой матрицы тиранического государства Ивана Грозного, – матрицы, которая затем проявилась в большевистской диктатуре. «Самое время всерьез подумать о связи между... выбором князя Владимира и ГУЛАГом»,- предлагает блогер. Брутальное обвинение!

Но, в таком случае, гораздо больше оснований подумать о связи между выбором Мартина Лютера и Освенцимом. Ведь в прошлом Запада есть свои круги ада. Ужасы грозненской опричнины, конечно, достойны осуждения... Но скромным мимолётным эпизодом выглядит опричнина на фоне вселенского кровавого разбоя западных колонизаторов. Нет никаких сомнений в том, что венцом этого многовекового разбоя, логично вытекающим из всей западной предыстории, стал гитлеризм.

Можно долго спорить, какая из тоталитарных систем, рождённых двадцатым веком, – сталинская или гитлеровская – была беспощаднее к человеку. Бесспорно одно: Россия избавилась от сталинского террора под воздействием внутренних духовных сил. А вот чтобы излечить Запад от гитлеризма, понадобилось вмешательство сил внешних – причём с применением таких неприятных хирургических инструментов, как «Т-34» и «Ил-2». И за то, что человечество сегодня избавлено от рабской участи унтерменшей в лагерях Третьего рейха, мы должны быть благодарны равноапостольному князю Владимиру, его провиденциальному выбору.

Категоричность антитезы под стать категоричности исходных тезисов. Но это – первый раунд диспута, обмен нокаутирующими ударами. Читатель, наверняка, вправе потребовать более обстоятельной аргументации.

Крещение Руси и князь Владимир

В чём же, если следовать логике Владимира Познера, заключается трагическая ошибка 988 года? Наверное, во имя качества жизни и демократии Киевская Русь должна была принять протестантизм? Но в десятом веке протестантских течений не было и в помине... Может быть, ошибка в том, что крещение принято от Византии, а не от Рима? Однако в десятом веке нашей эры именно Византия была европейским лидером не только по качеству и уровню жизни, но, в некотором смысле, и по наличию демократических ценностей.

Например, эпоха Возрождения, благотворную роль которой в западноевропейской культуре так ценит Познер, стала возможной только потому, что античному искусству и античной мысли удалось сохраниться в недрах Византии. Духовная атмосфера западных стран во времена Средневековья была абсолютно нетерпимой к инакомыслию, к греческому и римскому наследию. В отличие от земель западной Римской империи, византийское общество допускало и культурный плюрализм, и идейную полемику. Григорий Палама и Варлаам Калабриец могли спокойно приходить на диспуты, не опасаясь, что проигравшую сторону ждёт костёр.

Про экономическое превосходство Византии над католическими и будущими протестантскими народами и вовсе говорить не приходится. Например, в XII веке годовые доходы византийской казны только от таможенных пошлин превышали 30 тонн золота, а пересчитанный в благородном металле совокупный бюджет Англии колебался от двух до трёх тонн. Разрыв, как видим, более значительный, чем между современными США и Российской Федерацией!

Итак, принимая Христианство из культурного и экономического центра средневековой Европы, а не с его отстающей периферии, равноапостольный князь Владимир ничуть не погрешил и против логики Познера со единомышленники. Так в чём же дело? Почему не утихают обвинения?

Не будем с порога объявлять заявления Познера и Широпаева бредом, как это делает часть патриотов. Заявленная точка зрения далеко не единичное явление, значит – имеет реальную почву. Попробуем эту почву с тщательностью археологов раскопать.

Видимо, сторонников Познера беспокоит отнюдь не богословская и не обрядовая сторона русского выбора. Не тезис о felioque и не скамеечки в храмах пленяют их сознание. Вызывает сожаление отсутствие в России европейского комфорта, в самом широком – бытовом, правовом и общежительном – смысле слова. Не варим мы швейцарского сыра, не выращиваем голландских тюльпанов, не имеем мы Habeas corpus, зато имеем большие проблемы с civil rights. Признаем этот факт – с точки зрения комфортабельности личной жизни протестантские страны сегодня стоят впереди нас.

Вот отсюда, пожалуй, и вырастает главный вопрос российского «западничества»: почему наша страна не находится в таком же состоянии? Что мешает нам идти вместе с Западом и достичь той же самой ступени благополучия? Мятущееся в поисках ответа сознание обычно подыскивает какой-то исторический «инцидент», в результате которого Россия вылетела со «столбовой дороги» цивилизации на пыльный автаркический «просёлок». Когда случилась «авария»? Кто виновник нашего отставания? Среди множества ответов наиболее популярны следующие (в порядке хронологии): 1) Владимир Красно Солнышко, принявший Православную веру в 988 году; 2) Александр Невский, отдавший предпочтение Орде, а не Ливонскому ордену в 1242-м; 3) Иван Грозный, заменивший боярскую думу личной диктатурой в шестнадцатом веке; 4) большевики, учинившие коммунистический эксперимент в веке двадцатом. И почему-то кажется отвечающим, что, не соверши вышеуказанные личности роковую ошибку, имели бы мы к нынешнему моменту в России протестантскую демократию с отечественным швейцарским сыром и голландскими тюльпанами, с Habeas corpus и civil rights.

Перевести исследование главного вопроса русской историософии с субъективных на объективные рельсы первым попытался Андрей Паршев. В своей остроумной книге он весьма доходчиво растолковал вдумчивому читателю «Почему Россия не Америка?» (шире – почему мы не Запад?). Наш холодный континентальный климат не позволяет вести хозяйство с западной эффективностью. Поэтому, в частности, мечта о голландских тюльпанах из века в век остаётся несбыточной. Но как быть с демократией, сыром, Habeas corpus и civil rights? Неизбежно придётся вернуться к разбору версий «дорожной аварии».

Итак, узел первый в «Русском колесе» мы уже ощупали. Даже с прагматической точки зрения «западников» (не говоря уже о сакральной стороне дела) князь Владимир ошибки не сделал. Наоборот, как настаивал вполне либеральный мыслитель Владимир Соловьёв, именно с актом Крещения Русь вступила на пресловутую столбовую дорогу цивилизации.

Что же, двинемся дальше по оси истории. Попробуем найти следы предполагаемой «аварии» в последующих веках.

Владимир Тимаков

Продолжение


РОССИЮ ОПЯТЬ ОБЪЯВИЛИ ОТСТАЛОЙ СТРАНОЙ.Часть II. Правильный ли выбор сделал Александр Невский?

РОССИЮ СНОВА ОБЪЯВИЛИ  ОТСТАЛОЙ СТРАНОЙ. ЗА ЧТО? Часть I и II


Численность всех русичей в XIII веке (включая будущих украинцев и белорусов) оценивалась примерно в 3-4 миллиона, всех кочевников Золотой орды – в 300-600 тысяч, а численность немцев, например, в 5-7 миллионов человек. В этом смысле сближение с Востоком сулило для русских предсказуемый результат. Расчёт оказался верным: в итоге не татары поглотили Русь, а Русь поглотила татар.

Отвечая на вопрос: «Почему Россия не Европа?» современные западники упорно ищут ту «историческую аварию», ту «катастрофу», которая сбросила нашу страну со «столбовой дороги развития». Как утверждал недавно Владимир Познер, таковым несчастьем для России стало принятие Православия. Развивая его мысль, Алексей Широпаев провозгласил, что именно Православие стало главной причиной монгольского ига, лишив наших предков поддержки Запада.

Исторический выбор равноапостольного князя Владимира мы уже анализировали в предыдущей статье. Настало время оценить выбор благоверного князя Александра Невского, который предпочёл немецкой «ориентации» ордынскую, или, как утверждают критики, свернул из Европы в Евразию.

В нашей исторической литературе татаро-монгольское иго чуть ли не официально считается причиной векового отставания Руси от передовых европейских стран. Отсюда очень логично вытекает версия Широпаева: уния с католическим Римом спасла бы нас от «диких азиатов». Ой ли? Известно, что православной Византии никакая уния с Римом не помогла. Католики и пальцем не шевельнули ради её защиты от азиатского порабощения. Копнём глубже: а могла ли вообще Западная Европа отразить Батыево нашествие? По Сеньке ли была шапка?

Идеология западничества основана на вере в имманентное превосходство Западной цивилизации, которая вечно была, есть и будет самым совершенным обществом на планете. При этом техническое величие и бытовой комфорт современного Запада без тени сомнения распространяются в прошлое, чуть ли не до эпохи вождя вандалов Гейзериха.

Такое внеисторичное воображение легко наделяет западноевропейских крестоносцев могуществом Северо-Атлантического альянса, а воинов Чингисхана рисует в виде сборища дикарей, типа афганских талибов. В таком случае – да, поход соединённого католического воинства против Бату и Субедея был бы молниеносным и сокрушительным, как «Буря в пустыне». Но средневековая реальность была абсолютно иной. Довольно малочисленные монгольские отряды за несколько месяцев 1241 года отутюжили Польшу, Силезию, Моравию, Венгрию и Хорватию не хуже отутюживших Ирак американских танков, а доблестным рыцарям оставалось только укрываться за стенами городов, как солдатам Саддама – в лабиринтах Басры и Багдада. Объединённое польско-немецкое войско было разгромлено в битве при Легнице, а союзная армия венгров, австрийцев и французских наемников обращена в бегство у реки Шайо. Кажется даже странным, почему после таких побед степняки повернули вспять и не утвердили своё иго на берегах Вислы и Дуная?

Конечно, самолюбию россиян льстит тезис о том, что натиск Орды был истощён русским сопротивлением, что мы выступили «щитом меж двух враждебных рас» (А. Блок), уберегли священные камни Европы. Но этот тезис – такая же аберрация западнического, евроцентричного мышления. На деле боевые операции Бату и Субедея в Европе имели для Монгольской империи абсолютно второстепенное значение. Основное внимание монголов было обращено на гораздо более богатую и высокоразвитую, нежели Европа, добычу – на Китай. Война на Востоке отняла у чингизидов на два порядка больше времени и сил, чем батыева экспедиция. Неудивительно – именно дальневосточная цивилизация в XIII веке являлась культурной и экономической вершиной Ойкумены.

То, что китайцы первыми изобрели бумагу, порох и первыми стали строить «небоскрёбы» с цельнометаллической арматурой – известно из учебников истории. Добавим, что с китайской империи Юань, основанной монгольским ханом Хубилаем, началось всемирное распространение бумажных денег. Понятно, что войти в широкий оборот бумажные деньги (абстрактный носитель ценности) могли только в зрелой экономике с развитой финансовой инфраструктурой. Европе, чтобы дорасти до этого уровня, потребовалось ещё четыреста лет. Впрочем, о превосходстве китайского качества жизни (главный критерий Познера, которым он требует определять исторический выбор!) над качеством жизни средневекового европейца достаточно красноречиво свидетельствует и Марко Поло.

Сверив свои часы с реалиями тринадцатого века, пора переоценить причины монгольского ига. Победы чингизидов вытекали из их организационного и, в конечном счёте, – цивилизационного превосходства. Монголы взросли, питаясь соками древней китайской культуры, и пришли в Европу как воспитанники более высокой (для того времени) цивилизации. Их стройная управленческая структура была на голову выше разномастной феодальной лестницы Запада. Их военная техника в виде подвижных камнемётных машин разнесла крестоносных латников в битве при Шайо. Их демократическая традиция (Курултай) эффективно увязывалась с имперским строительством на огромных (ещё невообразимых для европейца) географических пространствах.

Теперь задумаемся над возможностью немецкой ориентации. Был ли реален такой поворот? Если бы новгородцы на льду Чудского озера встретили ливонцев не мечами и рогатинами, а хлебом-солью, открывала бы эта встреча перспективу Русской протестантской демократии с швейцарским сыром и голландскими тюльпанами, с Habeas corpus и civil rights? Сомнительно. Почему-то подобные блага не ожидали поморян или кашубов, лужицких зорбов или пруссов. Уделом народов, принимавших крещение из рук немецких рыцарей, оказывалось в лучшем случае рабство, в худшем – геноцид.

Это родовая особенность западного общества от Шарлеманя до Гитлера: обязательным условием собственного развития является эксплуатация инокультурных народов. Попадание в сферу западного господства привело к стагнации и прозябанию кельтов, пруссов, басков (не говоря уже о разрушенных цивилизациях других континентов!). Напротив, народы, оказавшиеся в пределах монгольской империи, – в частности, русские или персы, – вовсе не становились обреченными. Чтобы понять колоссальную разницу между двумя типами доминирования (западным и монгольским), достаточно сравнить количество славянских памятников, уцелевших на территории Германии, с количеством русских храмов, уцелевших после ордынского ига.

Вспомним, что в начале тринадцатого века трагедия полабских славян – яркий пример «зачистки восточного пространства» – была ещё жива в памяти очевидцев. Разрушение священного города ободритов Арконы состоялось всего за 74 года до Ледового побоища, и для современников Александра Невского должно было представляться такой же близкой, ощутимой реальностью, какой нам сейчас представляется Великая Отечественная война. Ничего доброго с Запада ждать не приходилось.

В то же время нукеры Чингисхана, свирепые и беспощадные во время войн, не имели опыта ассимиляции покорённых народов или ломки их культурных традиций. Да они и не обладали нужным для ассимиляции демографическим потенциалом. Стоит учесть, что численность всех русичей в XIII веке (включая будущих украинцев и белорусов) оценивалась примерно в 3-4 миллиона, всех кочевников Золотой орды – в 300-600 тысяч, а численность немцев, например, в 5-7 миллионов человек. В этом смысле сближение с Востоком сулило для русских предсказуемый результат. Расчёт оказался верным: в итоге не татары поглотили Русь, а Русь поглотила татар.

По сути дела выбор, совершённый благоверным князем Александром, был выбором между судьбой будущей Великой России и участью этнического реликта типа лужицких зорбов. Никакого полноправного вхождения Руси в Запад, – даже по частям, даже для Псковской и Новгородской республик, – концепция «Drang nach Osten» не предусматривала. Энтузиастам «новгородской альтернативы» неплохо бы помнить, что ни Псков, ни Новгород, хотя и являлись главными контрагентами Ганзы на востоке, так и не были приняты полноправными членами в Ганзейский союз. И дело тут вовсе не в Православии (аналогичные ограничения коснулись католических Кракова и Вильно), а в зарождавшемся уже тогда сугубо западном нацистском мировоззрении, делящем мир на «унтер-» и «херрен-меншей».

Остановить шествие нацистской идеологии по планете смогла только Россия, сохранившая глубинные ценности Православия. Но это уже тема следующей статьи.

Владимир Тимаков

Продолжение следует


.
...Text here...
 
 
 (голосов: 4)
 admin
  | (1907) | (0)
   
 
Похожие документальные фильмы:
  • Конференция в Рыбинске «Татаро-монгольское иго: миф или реальность»
  • Что прикрыли татаро-монгольским игом?
  • Русь и Орда: союз или иго? (2012) IPTVRip
  • Артефакты древней Руси, Часть II
  • Евразия – это Русь!
  • Уроки монголо-татарского «ига»
  • От древней Арии до России
  • Славянской цивилизации быть!
  • Русь была всегда!
  • Владимир Познер - Прощание с иллюзиями (2013) DVB


  •  
       
       
     
    Информация
     
       
      Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к документальному фильму. Пожалуйста, пройдите несложную процедуру регистрации  
       
         

     
    documental.su © 2009-2014 ProQ

    Скачать документальные фильмы

    || Размещение рекламы | Правообладателям | Обратная связь | F.A.Q. ||

    Яндекс.Метрика
    ^ Наверх ^